Доступно

Великие венецианцы. Мифотворчество в красках [Магистерия] [Надежда Чамина]

Тема в разделе "Курсы по дизайну", создана пользователем Топикстартер, 24 авг 2022.

Цена: 1790р.-88%
Взнос: 200р.
73%

Основной список: 15 участников

Резервный список: 3 участников

Статус обсуждения:
Комментирование ограничено.
  1. 24 авг 2022
    #1
    Топикстартер
    Топикстартер ЧКЧлен клуба
    Великие венецианцы. Мифотворчество в красках
    Надежда Чамина


    "Светлейшая республика" Венеция оказала глубокое и разнообразное влияние на культуру многих стран: в изобразительном искусстве, литературе, музыке и театре. В курсе Надежды Чаминой прославленное художественное наследие венецианской школы XV–XX вв. показано через призму истории города-мира и города-мифа, который упорно созидает свое искусство на призрачных островах между небом и водой.

    Слушателям предстоит познакомиться с особенностями венецианского художественного языка, от его зарождения на окраине византийской империи – через триумфы и разочарования эпох Возрождения и барокко – до его бытования в условиях современности. Главными персонажами и сюжетами истории легендарного города становятся здесь не правители и войны, а творения великих венецианских мастеров. Их связь и преемственность помогает проследить сквозные черты венецианского творческого характера, «венецианства», – в его динамике и неповторимости.

    Untitled-1.jpg

    Курс дает возможность погрузиться в художественный мир уникальной морской цивилизации, поразмышлять о противоречивой природе искусства изменчивой красавицы-Венеции, которая предстает в работах своих гениев то набожной патрицианкой, то щедрой царицей морей, то сладострастной Венерой, а то и прагматичной трактирщицей, загадочной маской или эпатажной светской львицей. Так, в причудливом разнообразии голосов складывается уникальная мозаика одной из богатейших творческих традиций искусства Европы.

    1. Рождение венецианского мифа. Культурное и историческое влияние великого города. Краткий обзор и основные этапы развития искусства Венеции. Ключевые визуальные составляющие и образы: Венеция справедливая, триумф Венеры, крылатый лев святого Марка, Благовещение, венецианская ведута.
    1.1 Муранское стекло: история прославленного производства. Краткая история стеклоделия в Венеции. Мастерские и общество острова Мурано. Особые техники и технологии стекольного производства.
    1.2 Венеция глазами Джона Рёскина: театр памяти. Образ Венеции в работах английского художественного критика Джона Рёскина (1819–1900). Ключевые мотивы: пейзаж, вода, время, тема изгнанничества. «Камни Венеции» (1851–1853) и путевые наброски.
    1.3 Венеция как состояние души: сочинения Павла Муратова и Иосифа Бродского. Мотивы времени и забвения, отражений и двойников, изгнанничества и странствий в «Образах Италии» Павла Муратова и стихотворениях Иосифа Бродского о Венеции.​

    2. Венеция в Средние века: формирование облика города. Архитектура Венеции VI-XIV вв. Ранние постройки: романика и византийский стиль. Факторы, влияющие на планировку города: климат и расположение рядом с морем, торговая и хозяйственная деятельность, общественные процессы. Особенности венецианской готики: гражданская и религиозная архитектура.
    2.1 Лев святого Марка: история символа. Крылатый лев как геральдическая фигура Венеции. Распространенные иконографические типы изображения, символика и детали. ​

    3. Раннее Возрождение. Венеция в XV веке. Социальные и политические события, повлиявшие на развитие культуры Венеции. Полюса влияния и взаимного обмена: Византия, Флоренция, Рим, северные страны. Формирование и ключевые особенности местных мастерских и художественных школ.

    4. Под знаком божественной пропорции. Архитектурное обновление города в XVI веке. Венеция как идеальный гуманистический город. Внешняя и культурная политика Республики в первой половине XVI века. Деятельность Якопо Сансовино: приспособление классического языка римской архитектуры к венецианской готике, реставрация и завершение городских ансамблей.
    4.1 Лоджия Сансовино: триумф Венеции в XVI веке. Программа Лождетты (ок. 1537–1546) в контексте архитектурного обновления города. Значение скульптур и рельефов, украшающих фасад здания. ​

    5. Живопись гармонии и возвышенной простоты. Джованни Беллини и Витторе Карпаччо. Венецианская живописная школа конца XV – начала XVI века. Предпосылки: развитие живописных жанров, творчество Якопо Беллини (ок. 1400 – ок. 1470). Алтарная живопись, портреты, работы на исторические и мифологические сюжеты у Джованни Беллини и Витторе Карпаччо.

    6. Живописцы на службе Светлейшей Республики. Тициан, Тинторетто и другие. Создание образа и закрепление на художественном рынке венецианской живописной школы. Сочинения Марко Боскини, Карло Ридольфи, Пьетро Аретино и Лодовико Дольче. Рождение мифа о венецианском колорите. Художники и живописные мастерские Венеции XVI века: особенности и специализация.

    7. Секреты мастерства венецианских живописцев XVI века. Особенности творческого процесса и произведения выдающихся венецианских мастеров. Работы Джорджоне, Лоренцо Лотто, Тициана, Тинторетто и других авторов.

    8. Два великих венецианца: Палладио и Веронезе. Искусство Венеции в середине и второй половине XVI века. Жизнь и творчество архитектора Андреа Палладио и живописца Паоло Веронезе.
    8.1 Синтез живописи и архитектуры: фрески виллы Барбаро. Фресковая роспись виллы братьев Барбаро в Мазере (1560–1561). Программа и композиционные приемы.​

    9. Цветок морей: архитектура барокко в Венеции XVII века. Историческое и культурное положение Венеции XVII века. Вотивная церковь Санта Мария делла Салюте и проект архитектора Бальдассаре Лонгена: план и строительство, организация пространства, декор.

    10. Венецианское искусство XVIII века: театр тем и вариаций. Венецианская культура в XVIII веке: общая атмосфера и особенности. Развитие колорита и композиционной свободы в творчестве живописцев и графиков в Венеции и за её пределами.
    10.1 Триумф Венеции. Произведение кисти Помпео Батони (1737). Анализ содержания и иконография. История создания и последующей жизни картины.
    10.2 Живописные мастерские и Академия в Венеции XVIII века. Формирование художественного рынка и новые отношения между мастерами и заказчиками. Создание Академии живописи и скульптуры в 1756 году. Устройство организации и трансформация принятой системы жанров.​

    11. Венецианские причуды: творчество Тьеполо и Лонги. Жизнь и творчество двух венецианских живописцев XVIII века. Джамбаттиста Тьеполо (1796-1770): монументальная живопись, драматургия света и творческий подход к трактовке исторических и аллегорических сюжетов. Пьетро Лонги (1702-1785): жанровая живопись, внимание к
    деталям и бытописание.
    11.1. Джамбаттиста Пьяццетта: художник «тёмной манеры». Особенности творчества: сюжеты, художественные приемы и эксперименты. Связь с болонским мастером Джузеппе Мария Креспи (1665–1747). Религиозная живопись, графика и пасторали. ​

    12. Венецианский пейзаж XVIII века. Особенности и разнообразие пейзажного жанра в Венеции: ведута и каприччо. Пейзажи Марко Риччи, Франческо Дзуккарелли, Луки Карлевариса, Каналетто, Бернардо Белотто, Франческо Гварди и других художников.
    12.1 Венецианский портрет XVIII века. Истоки: две линии развития портретного жанра в Венеции XVII века. Парадный светский портрет и творчество Джамбаттиста Тьеполо. Мастера нюансов: Розальба Каррьера и Пьетро Ротари. На пути к портрету эпохи романтизма: работы Витторе Гисланди. ​

    13. Венеция XIX века: от неоклассики к импрессионизму. Общие тенденции в политической и культурной жизни Венеции XIX века. Градостроительные изменения и неоклассические постройки. Венецианская живопись: Академия, романтизм, венецианцы группы маккьяйоли и отдельные мастера.

    14. Век выставок: художественная жизнь Венеции XX века. Рождение Венецианской биеннале и её трансформации. Влияние коллекции Пегги Гуггенхайм на творчество венецианских мастеров. Формирование городской музейной системы и современные выставочные пространства.


    Курс подойдет для всех, кто устал от пластиковых улыбок сувенирных масок и черно-белой прозы повседневности. Для тех, кто мечтает разобраться наконец в путанице венецианской топографии, изучить секреты дворца Дожей, забраться на колокольню площади Сан-Марко за несколько веков до ее обрушения и обрести родственную душу среди пёстрой толпы на картинах Карпаччо и Каналетто. Не меньше порадует этот цикл тех, слушателей, которых интересуют магистральные вопросы развития живописного языка главных представителей венецианской школы, включая прославленных художников ее «золотого века» – Тициана, Веронезе и Тинторетто. Курс будет интересен всем, кто неравнодушен к искусству великих цивилизаций и, среди прочего, готов узнать о предшественниках «венецианской штукатурки», шрифта «италик» и природе тициановского рыжего цвета. Он будет также полезен тем, кто хотел бы получить целостное представление о развитии венецианской школы, обрести ключ к прочтению венецианского художественного пейзажа, чтобы с радостью встречаться с его образцами в музеях мира и на страницах альбомов.

    Чему вы научитесь? Для начала – различать манеры трех главных «Т» венецианского искусства: Тициана, Тинторетто и Тьеполо. Кроме того, вы начнете ориентироваться в этапах формирования художественного мифа Светлейшей республики. Это виртуальное путешествие поможет освоить своеобразный словарь-глоссарий имен и знаков венецианской художественной традиции – от появления первых проблесков индивидуального стиля до расцвета влиятельной творческой школы колористов и мастеров городского пейзажа – ведуты. Одним словом, вы научитесь опознавать знаки венецианства повсюду – в искусстве всех народов, испытавших влияние великого городагосударства.

    Надежда Чамина
    Историк искусства, переводчик, художественный критик НИУ ВШЭ, Британская высшая школа дизайна

    Историк искусства, переводчик, художественный критик. Кандидат искусствоведения, Ph.D. Закончила МГУ им. М.В. Ломоносова (2004) и докторантуру факультета искусств Болонского университета (2010). Специалист по итальянской живописи эпохи барокко и театральнодекорационному искусству XVII-XVIII вв. Доцент факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (HSE, Москва). Лектор Британской высшей школы дизайна и проекта «Школа Мастерс» (Москва-Санкт-Петербург).

    Скрытая ссылка
     
  2. Последние события

    1. skladchik.com
      Складчина доступна.
      11 сен 2022
    2. Anna Oшо
      Anna Oшо участвует.
      11 сен 2022
    3. Meili
      Meili участвует.
      10 сен 2022
    4. skladchik.com
      Взнос составляет 100р.
      8 сен 2022

    Последние важные события

    1. skladchik.com
      Складчина доступна.
      11 сен 2022
    2. skladchik.com
      Взнос составляет 100р.
      8 сен 2022
    3. skladchik.com
      Складчина активна.
      8 сен 2022
    4. skladchik.com
      Сбор взносов начинается 08.09.2022.
      6 сен 2022
Статус обсуждения:
Комментирование ограничено.

Поделиться этой страницей